Служба финансового омбудсмена приняла первое решение по жалобе клиента НПФ, который доказал, что пенсионные средства перевели в фонд из ПФР (с 2023 года — Социальный фонд России, СФР) без его согласия. Теперь все средства, включая проценты за пользование накоплениями, должны быть возвращены в течение 30 дней. В НПФ надеются, что таких заявлений будет немного: в последние годы регуляторы жестко следили за переводами накоплений. Однако в 2015–2019 годах была масса случаев неправомерного движения средств граждан, и у многих теперь есть шанс вернуть их к исходному страховщику.
Как рассказали “Ъ” в Службе финансового уполномоченного, 6 февраля там приняли первое решение по возврату пенсионных накоплений, переведенных без согласия клиента одного из НПФ, первоначальному страховщику. Заявление жительницы Подмосковья поступило в декабре 2023 года. По словам финуполномоченного Татьяны Савицкой, гражданка сообщила, что, согласно выписке по пенсионному счету, полученной через портал «Госуслуги», пенсионные накопления с 2018 года находились не в СФР, а в негосударственном пенсионном фонде, с которым она не заключала договор.
Как пояснила Татьяна Савицкая, была проведена почерковедческая экспертиза подписей потребителя в договоре и в заявлении о смене страховщика и установлено, что они поддельные. Пенсионные накопления, незаконно переведенные в НПФ, должны быть возвращены в СФР. Решение омбудсмена вступает в силу через десять дней после утверждения. Служба финуполномоченного получила права решения вопросов перевода пенсионных накоплений граждан как раз с декабря 2023 года в связи с вступлением в силу поправок в профильный закон.
В реестре ЦБ 37 пенсионных фондов. Из них 27 НПФ оказывают услуги обязательного пенсионного страхования (ОПС). Общее число клиентов ОПС — 36,3 млн человек.
Накопления возвращаются с учетом результатов инвестирования, также НПФ передаст в СФР проценты за пользованием средствами и вернет отчисления в свой доход, поясняет госпожа Савицкая. СФР восстановит на индивидуальном лицевом счете потребителя сумму инвестиционного дохода, которая была изъята при смене страховщика.
Возврат накоплений через суд представлял собой сложную и долгую процедуру с подачей заявлений в НФП, территориальный органы ПФР и т. д., включая подготовку иска с требованием возместить ущерб. Теперь человек может реализовать это право и с помощью финансового уполномоченного, поясняет директор по правовым вопросам СберНПФ Кирилл Савин, процедура будет аналогична исполнению решений суда.
Как отмечают участники пенсионного рынка, практика незаконных переводов была распространена в 2012–2018 годах.
удя по данным ЦБ, количество жалоб, поданных регулятору в части пенсий, последние годы действительно снижается. Если в 2021 году их было почти 1,2 тыс., то в 2022 году — 601, а в 2023 году — 306. Общее число переходов из СФР в НПФ в 2022 году сократилось до 9,2 тыс. человек — минимума за более чем десять лет.
В такой ситуации, по мнению собеседника в одном из НПФ, число жалоб, поданных в Службу финуполномоченного, «едва ли будет превышать пару десятков в год». На сегодняшний день в работе десять таких дел. Однако возможности службы значительно шире. В среднем в неделю финансовые уполномоченные (по разным направлениям) выносят около 1,7 тыс. решений. Потенциальные объемы работы в отношении клиентов НПФ там пока оценить затрудняются, «все будет зависеть от объема мошенничества».
Комментарии (0)
Отзывов нет