В следующем году граждане могут получить внесудебную защиту со стороны финансового уполномоченного в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений. Служба обеспечения деятельности финуполномоченного разослала пенсионным СРО, а также в ЦБ проект поправок в закон «О финомбудсмене», которые предполагают упрощенную систему восстановления нарушенных прав жертв неправомерного перевода в НПФ.
Должность финансового уполномоченного учреждена в 2018 году, чтобы обеспечить досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финорганизациями. Первоначально в его зону ответственности попали страховые компании, с этого года к ним прибавились микрофинансовые организации, а со следующего года — банки, НПФ, ломбарды и КПК. Финорганизации должны исполнять решения финомбудсмена, как и решения суда, либо оспаривать их в судебном порядке.
Неправомерный перевод пенсионных накоплений граждан остается многолетней проблемой российской пенсионной системы. С 2015 года большинство клиентов при таких переходах стали лишаться части накопленных средств. За несколько прошлых лет могли пострадать сотни тысяч человек. Сейчас вернуть средства в «старый» фонд можно только через суд, однако такая процедура является сложной и затратной. А по действующему закону «О финомбудсмене» такие дела не попадали в его компетенцию.
Проект поправок в закон предполагает наделение финомбудсмена такими полномочиями, чтобы «обеспечить возможность лица, застрахованного по договору ОПС, восстановить свои нарушенные права в ускоренном упрощенном порядке», отмечается в пояснительной записке. При обращении клиента финомбудсмен должен принять решение в течение 15 дней (срок может быть продлен на 10 дней, если требуется экспертиза). «Двухлетний опыт работы показал, что досудебный порядок разрешения споров с финорганизациями имеет ряд преимуществ — простота для потребителя, короткие сроки рассмотрения жалобы и абсолютная бесплатность»,— отмечает главный финуполномоченный Юрий Воронин. При этом он подчеркивает, что экспертиза подписи на договоре ОПС, по которой будет определяться правомерность, также будет для клиента бесплатной.
Впрочем, обратиться к финомбудсмену, согласно поправкам, гражданин сможет только в течение трех лет со дня, когда он «узнал или должен был узнать о нарушении» прав, и этот день был «не ранее 1 января 2021 года». То есть указанная норма не будет касаться массовых нарушений прошлых лет.
Комментарии (0)
Отзывов нет